Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Воронько Александр Григорьевич

Воронько Александр Григорьевич

18.07.1917 - 09.02.1997

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 7598

Воронько Александр Григорьевич – командир авиаэскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка (3-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), гвардии майор.

Родился 5 (18) июля 1917 года в селе Соколово ныне Змиёвского района Харьковской области. Украинец. В 1933 году окончил школу ФЗУ. Работал токарем на Харьковском паровозоремонтном заводе.

В армии с августа 1936 года. В 1939 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, до августа 1942 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1943 году окончил курсы штурманов авиаполков при Военно-воздушной академии.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1943 – ноябре 1944 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка. В 1945 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. В феврале-мае 1945 – командир звена Управления 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Воевал на Брянском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. За время войны совершил 158 боевых вылетов на истребителях Ла-5 и Ла-7, в 35 воздушных боях сбил лично 20 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленных в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии майору Воронько Александру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7598).

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Группе советских войск в Германии); был командиром авиаэскадрильи. С 1948 года служил в авиации ПВО помощником командира и командиром авиаполка. В 1952 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. Был командиром, а затем заместителем командира авиационного полка в Московском округе ПВО. С 1960 года подполковник А.Г.Воронько – в запасе.

Жил в городе Харьков. Умер 9 февраля 1997 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове.

Полковник (1975). Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (31.07.1943, 8.03.1944, 16.10.1957), орденом Александра Невского (1.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (31.08.1943, 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (19.11.1951, 22.02.1955), медалями.


12 июля 1943 года части Красной Армии Брянского фронта перешли в контрнаступление в районе Залегощ–Новосиль–Мценск в общем направлении на город Орёл. Немцы пытались введением большой массы танков, артиллерии, самоходных пушек, а особенно авиации остановить наши войска. Но тщетно. Истребители-гвардейцы надёжно прикрыли с воздуха боевые порядки наступающих войск.

О большой напряжённости воздушных боёв можно судить по следующим фактам: в течение первого дня наступления на участке патрулирования 63-го гвардейского истребительного авиационного полка (ГИАП) было зафиксировано 150 самолёто-вылетов противника. В многочисленных воздушных боях со стороны немцев участвовало 90 самолётов, с нашей стороны – 57 самолётов. Зачастую бои происходили со значительным численным превосходством противника. Но наши лётчики ни одного раза не уступили в бою. В первый день наступления полком было сбито 11 самолётов противника: 9 истребителей и 2 бомбардировщика. Один FW-190 был на счету А.Г.Воронько. Второй день был ещё более напряжённым и принёс новый заслуженный успех гвардейцам.

И в последующие дни напряжение в воздухе не ослабевало. Несмотря на громадные потери, понесённые немецкой авиацией, противник продолжал активные боевые действия.

Так, например, 19 июля 1943 года во время выполнения боевого задания в районе Титово–Винница группа в шесть Ла-5, ведомая гвардии капитаном А.М.Числовым вела воздушный бой с 20 Ju-87, 8 FW-190 и 12 Ме-110. Не испугались наши лётчики численного превосходства противника. Смело вся шестёрка врезалась в строй врагов, расстроила его боевые порядки. Действуя дерзко, навязывая свою волю врагу, не выпуская из рук инициативу, гвардейцы в жестоком, неравном бою вышли победителями. Они сбили 6 самолётов противника. Гвардии капитан А.М.Числов сбил один Ju-87 и Ме-110, его ведомый гвардии старший сержант Макаров – два FW-190. Гвардии старший лейтенант А.П.Маресьев сбил один Ju-87, а гвардии старший лейтенант А.Г.Воронько – один Ме-110. В бою был легко ранен А.М.Числов.

В 1944 году лётчики 63-го ГИАП воевали уже на 1-м Прибалтийском фронте. В середине августа, закончив перевооружение на новейшие истребители Ла-7, они вновь добились больших успехов.

24 августа 1944 года шестёрка наших самолётов, ведомые гвардии майором А.Г.Воронько, встретили в районе северо-западнее Ауце 6 FW-190 и 4 Ме-109. В ходе воздушного боя было сбито 5 самолётов противника: 2 Ме-109 и 3 FW-190. Один из «мессеров» записал на свой боевой счёт А.Г.Воронько. Наша группа потерь не имела.

Однако наиболее удачным был полёт 25 августа 1944 года на расчистку воздуха от авиации противника и прикрытие наземных войск в районе Ауце. Общей группой в составе 22 самолётов командовал командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Е.М.Горбатюк. Западнее Ауце они встретили 12 FW-190, количество которых наращивалось в процессе боя парами и четвёрками. Всего в схватке участвовали 20 FW-190 и 10 Ме-109. Было сбито 8 FW-190 и 1 Ме-109. При этом А.Г.Воронько – сразу 3 FW-190.

Последующие полёты на этом направлении проводились без всякого противодействия со стороны авиации противника, которая перешла от открытого боя к действию «из-за угла», да и то изредка. Немецкое командование, для того, чтобы сорвать или хотя бы несколько ослабить нажим наших войск на северном направлении Иелгава–Рига, предприняло в районе Ауце частное наступление, сосредоточив для этого значительное количество живой силы и техники.

29 августа шестёрка Ла-7, ведомая гвардии майором А.Г.Воронько, в районе прикрытия на высоте 2.000 метров встретила 14 FW-190. Противник ходил четвёрками. Весь бой проходил на вертикалях. А.Г.Воронько сбил 2 «фоккера» из 5 FW-190, уничтоженных в этом бою. Однако и наша группа понесла потери: были сбиты 2 «Лавочкина» (оба лётчика выпрыгнули на парашютах и на следующий день вернулись в часть).

К сентябрю 1944 года командир эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор А.Г.Воронько совершил 133 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника. 23 февраля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Свою последнюю победу А.Г.Воронько одержал 16 апреля 1945 года над Берлином. В тот день лётчики 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии сопровождали полки 113-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), летевшие на высоте 4.000-5.000 метров. В районе цели четвёрка немецких истребителя FW-190 с высоты 5.500 метров попытались атаковать одну из девяток 113-й БАД. Одна пара со снижением пошла в атаку на бомбардировщиков, а вторая осталась на своей высоте. Это своевременно заметил Герой Советского Союза гвардии майор А.Г.Воронько и немедленно устремился на врага, открыв огонь по атакующим «фоккерам» с дистанции 400-500 метров. Заметив впереди себя трассу, атакующая пара FW-190 ушла вверх. А.Г.Воронько, используя преимущество самолёта Ла-7 в скорости, стал преследовать противника. Сблизившись на дистанцию 100-150 метров, он атаковал ведущего вражеской пары и сбил его. Александр Григорьевич Воронько стал первым пилотом 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса, сбившим неприятельский самолёт под Берлином.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.

Советские асы 1941-1945. Автор-составитель М.Ю.Быков. М.: Яуза Эксмо, 2008