Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Васильев Александр Михайлович

Васильев Александр Михайлович

01.03.1891 - 02.01.1952

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 60

Орден Ленина № 15470

Васильев Александр Михайлович - начальник Московско-Окружной железной дороги.

Родился 1 марта 1891 года в городе Вышний Волочёк ныне Тверской области в семье железнодорожника. Русский. После окончания городского училища в 1909 году пришел работать на железную дорогу.

Трудовой путь начал учеником, а затем поденным конторщиком на, весовщиком на станции Вышний Волочёк, потом дежурным по станции Леонтьево. Во время первой мировой войны – начальник разъезда №15 и дежурный по станции Ларга Юго-Западной железной дороги. В 1917 году вернулся в родные края и вновь работал на станциях Вышний Волочёк и Леонтьево.

С 1926 по 1934 годы работал начальником станции Тверь (Калинин), крупнейшей на Октябрьской железной дороги. Одновременно окончил шестимесячные курсы при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1934 по август 1937 года - начальник Бологовского района Октябрьской дороги, начальник Ржевского отделения движения, начальник службы движения Калининской дороги.

С августа 1937 года - начальник Калининской железной дороги. В 1939 году, после XVIII съезда партии его докладная записка о состоянии дел на дороге, анализом проделанного и намеченных планах на будущее был замечена наркомом Кагановичем и разослана всем начальникам дорог. В том же году Васильев награжден первым орденом Ленина.

В июне 1940 года назначен начальником Ленинградской железной дороги. К 19 июня 1941 года магистраль под его руководством досрочно выполнила годовой план. А через несколько дней началась война.

На второй день войны А.М. Васильев возглавил работу по формированию ремонтно-восстановительных подразделений Их главная задача состояла в незамедлительном устранении последствий налетов авиации, артиллерийских обстрелов и восстановлении движения поездов. 29 августа 1941 года прекратилось движение по последней – Московской – линии, Ленинград лишился железнодорожного сообщения. За два месяца из города были отправлены сотни эшелонов с оборудованием заводов, имуществом учреждения и жителями города. Ленинградская магистраль работал под постоянным огнем противника.

В декабре 1941 года, в связи с занятием противником почти всей Ленинградской дороги, А.М. Васильев самолетом был вывезен в Вологду. В январе 1942 года назначен Уполномоченным Наркомата путей сообщения и Членом Военного совета Калининского фронта. На этой должности, помимо организации перевозок, приложил немало усилий для восстановления участок дороги Осташков - Великие Луки, Соблаго – Торжок. Насколько недель работал в наркомате заместителем начальника службы движения дорог Северо-запада. В феврале был вновь назначен начальником Калининской дроги, но уже через месяц, по приказу нового наркома Хрулева принял руководство Московско-Окружной железной дорогой.

Эта магистраль – небольшое кольцо в рамках столицы – в войну приобрела важное стратегическое значение: через нее проходили все транзитные поезда с Урала, Сибири и Средней Азии с воинскими грузами для фронта. В июне 1942 года дорога, возглавляемая Васильевым, завоевала первое место в соревнованиях железных дорог. Учитывая громадный опыт Васильева, организаторские способности, его по совместительству назначают начальником движения дорог всего Московского узла. В августе 1943 года коллективу дороги было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Три месяца подряд, в сложных условиях военного времени, коллектив дороги удерживал это знамя, перевыполняя задания по погрузке и выгрузке, приему и сдачи поездов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Васильеву Александру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В октябре 1943 года А.М. Васильев был вновь назначен начальником Калининской железной дороги. В годы войны по заданию наркомата он выезжал в командировки на Свердловскую, Оренбургскую и Московско-Донбасскую железные дороги. В мае 1949 года А.М. Васильеву было присвоено персональное звание генерал-директора движения 1 ранга.

Скончался 2 января 1952 года. Похоронен в городе Ржев Тверской области на Казанском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (23.11.1939; 05.11.1943), орденами Отечественной войны 1-й степени (29.04.1945), Красной Звезды (01.08.1942), "Знак Почета" (04.04.1936), медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т