Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Кутепов Яков Александрович

Кутепов Яков Александрович

10.11.1911 - 04.06.1985

Герой Социалистического Труда

Даты указов

13.10.1975

Медаль № 17221

Орден Ленина № 423629

Кутепов Яков Александрович – заместитель генерального конструктора – главный конструктор Московского машиностроительного завода «Стрела» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 10 ноября 1911 года в селе Дмитриевка Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии, ныне – Старооскольского района Белгородской области. Русский.

В 1931 году окончил Воронежский авиационный техникум. В 1931–1933 годах работал на Воронежском авиационном заводе №16. В 1934 году поступил конструктором на завод №39 Наркомата тяжёлой (с 1936 года – оборонной) промышленности СССР – опытного конструкторского бюро (ОКБ) С. В. Ильюшина. В 1941 году окончил Московский авиационный институт.

В дальнейшем трудился старшим инженером ОКБ, заместителем главного конструктора ОКБ, ведущим конструктором ОКБ, заместителем генерального конструктора – главным конструктором на заводе №240 Наркомата (с 1946 года – Министерства) авиационной промышленности СССР (приказом Минавиапрома СССР от 30 апреля 1966 года утверждено открытое наименование опытного завода – Московский машиностроительный завод «Стрела», который постановлением Совета Министров РСФСР от 18 апреля 1977 года был переименован в Московский машиностроительный завод имени С. В. Ильюшина, ныне ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»).

Принимал участие в создании самолётов ЦКБ-26, Ил-2, Ил-4, Ил-8, Ил-10. Как ведущий конструктор руководил работами по постройке самолётов Ил-12, Ил-22, Ил-28, Ил-46, Ил-54, Ил-18. В качестве заместителя главного конструктора возглавлял работы по пассажирским самолётам Ил-14 и Ил-18. Руководил созданием и постройкой изделий специального назначения «20» и «2Р» и широкофюзеляжного самолета – аэробуса Ил-86. Созданные под его руководством системы управления, охлаждения, обогрева кабины и крыльев, проведённые большие и сложные технологические работы позволили создавать самолёты с высокими показателями надёжности, безопасности, экономичности.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 13 октября 1975 года Кутепову Якову Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в Москве. Умер 4 июня 1985 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Лауреат Ленинской премии (1970).

Почётный авиастроитель (1983).

Награждён 3 орденами Ленина (02.10.1969, 13.10.1975, 23.06.1981), орденом Отечественной войны 2-й степени (20.09.1947), 3 орденами Трудового Красного Знамени (25.11.1941; 12.07.1957; 22.07.1966), орденами Красной Звезды (02.11.1944), «Знак Почёта» (03.11.1938), медалями, в том числе «За оборону Москвы» (01.05.1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (06.06.1945).

Его имя в сентябре 2014 года присвоено второму серийному модернизированному противолодочному самолёту Ил-38Н авиации Военно-Морского Флота.



При подготовке биографии использованы фото и материалы с официального сайта ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина».


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов